Библиотека

Оценка бизнеса


Оценка бизнеса в условиях Интернет-экономики

Интернет-бизнес переживает на наших глазах период бурного роста, происходящего на фоне постоянного увеличения свободных финансовых ресурсов, требующих прибыльного размещения. В настоящее время в экономически развитых странах сложился определенный дефицит привлекательных инвестиционных проектов, и в этих условиях лавинообразный рост спроса на проекты, связанные с Интернет-бизнесом, неудивителен.

Изменения, происходящие в структуре высокотехнологичных отраслей, оказывают влияние не только на отраслевые параметры, но и на характеристики экономической среды в целом. Так, развитие электронной коммерции уже сегодня вызывает глобальные изменения во взаимодействии всех звеньев инвестиционной и производственной цепочки, затрагивая интересы производителей и потребителей весьма широкого спектра товаров и услуг. Это не может не повлечь за собой существенных изменений в методологии и методике экономических исследований, которые должны быть выведены на новый уровень в связи с наступлением эры информационной экономики.

Одной из ключевых проблем экономического анализа Интернет-бизнеса на сегодняшний момент является оценка стоимости Интернет-активов. Это касается как компаний "столпов электронного бизнеса" (например, Amazon.com или eBay.com), так и новых компаний. Внутренние и внешние факторы, формирующие и модифицирующие стоимость инвестиционных проектов в области Интернет-коммерции,определены современной экономической наукой весьма приблизительно.

Место всесторонней экономической оценки занимает сегодня специфическая, которая дается Интернет-компаниям на фондовом рынке. В результате многомиллионные вложения в акции Интернет-компаний, имеющих значительные убытки, ставят тупик потенциальных инвесторов и наводят на мысли о "перегретом"рынке. Это лишь подтверждает необходимость разработки методов более точного экономического анализа Интернет-бизнеса. Целью такого анализа должно быть определение ключевых факторов, формирующих стоимость электронного бизнеса с учетом как текущей ситуации, так и средне- и долгосрочных тенденций развития.

В зависимости от конечной цели оценки можно рассчитать:

• рыночную стоимость (самый распространенный вид оценки). Это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Таким образом, рыночная стоимость " это цена объекта, по возможности очищенная от всех субъективных факторов,присущих конкретному продавцу и конкретному покупателю, это величина, к которой должны стремиться разрозненные ценовые показатели аналогичных объектов, обращающихся на рынке;

• инвестиционную стоимость. Она определяется, когда известны участники и основные условия будущей сделки, т. е. при оценке инвестиционных проектов;

• ликвидационную стоимость, рассчитываемую в тех случаях, когда предполагается, что действующий бизнес переходит в иное качество и перестает существовать в настоящем.

Среди основных причин проведения оценки Интернет-компаний и определения того или иного вида стоимости можно выделить следующие:

1. Создание Интернет-компании(оценка эффективности инвестиционного проекта и определение инвестиционной стоимости компании).

2. Начало осуществления Интернет-проекта в традиционной компании (оценка эффективности инвестиционного проекта и определение инвестиционной стоимости создаваемого бизнес-подразделения; оценка влияния проекта на повышение совокупной рыночной стоимости компании).

3. Поглощение Интернет-компании(выбор компании с наибольшей рыночной стоимостью акционерного капитала).

4. Приобретение контрольного пакета акций в Интернет-компании (выбор компании с наибольшей рыночной стоимостью приобретаемой доли в акционерном капитале с учетом получаемых в результате сделки возможностей контроля).

5. Приобретение многопартийность акций в Интернет-компании с целью включения в долгосрочный инвестиционный портфель (выбор компании с наибольшей рыночной стоимостью приобретаемой доли в акционерном капитале, скорректированной с учетом недостаточных возможностей контроля).

6. Приобретение миноритарного пакета акций в Интернет-компании с целью включения в краткосрочный(спекулятивный) инвестиционный портфель (определение текущей рыночной стоимости доли и расчет ее будущей рыночной стоимости " в точке выхода из проекта).

Обычно процесс оценки бизнеса профессиональными экспертами объединяет три взаимодополняющих подхода:

• оценка будущих экономических выгод от владения бизнесом;

• оценка места компании на фондовом рынке;

• оценка материальной базы компании.

На основе указанных подходов разработаны определенные наборы оценочных методов, позволяющие учесть условия оценки, наличие необходимой информации, цели и задачи оценки, а также отраслевые особенности оцениваемого бизнеса. В итоге дается описание всех сторон оцениваемого бизнеса, это описание формализуется,и затем на основе различных методик (приведенной стоимости,сравнительных корректировок, наиболее эффективного использования активов) рассчитывается некая денежная величина " эквивалент рыночной(инвестиционной, ликвидационной) стоимости компании или имущественного комплекса.

Оценка стоимости компаний в области электронного бизнеса имеет определенную специфику по сравнению с оценкой традиционных компаний. Эта специфика подробно проанализирована в исследовании компании McKinsey, которое представляет значительный интерес для молодых российских Интернет-компаний, делающихсвои первые шаги навстречу инвесторам.

А. Котлярова. Журнал «Мир электронной коммерции»

Подождите

Ваша заявка отправляется...

Ошибка

Неверно указана проверочная картинка

Форма заявки

Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш email:

Выберите тип заявки

Продавцам бизнеса/соискателям инвестиций:

Покупателям бизнеса/Инвесторам:

Форма быстрой заявки

Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш email:
Что хотите сделать:
В какой отрасли:

Подписка на рассылку

Ваше имя:
Ваш email:
Диапазон стоимости интересующего вас бизнеса:
Интересующая вас отрасль:

Напишите нам письмо

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш вопрос:

Спасибо

Ваш запрос отправлен, спасибо за то, что уделили нам время!

Наш специалист обязательно свяжется с вами в ближайшее время!