Библиотека

Франчайзинг


Сдайте имя в аренду. Франчайзинг шагает по стране.

Сегодня абсолютно на равных существуют два радикально противоположных мнения: первое - что в России западные схемы ведения бизнеса не работают, и второе - что бизнес развивается по универсальным законам, не зависящим от конкретной страны. Российский франчайзинг явился формой деловой активности, способной примирить эти две точки зрения.

Иностранное слово "франчайзинг" означает достаточно простую и логичную процедуру, жестко определенную специальным соглашением между двумя компаниями. Первая - обладающая "раскрученной" торговой маркой - предоставляет второй в пользование эту марку в придачу к технологии производства товаров или оказания услуг. Обычно такие соглашения используются компаниями, желающими распространить свой бизнес без значительных капиталовложений в новые регионы. Чаще всего франчайзинговые соглашения работают для предоставления услуг конечному пользователю. В результате клиент может получить по всей стране или даже по всему миру знакомый ему набор товаров и услуг одинаково высокого качества под известной ему торговой маркой.

Кроме передачи "в пользование" торговой марки и технологии, стандартное франчайзинговое соглашение предполагает получение "головной" компанией от "дочерней" (ее называют "франчайзи") первоначального взноса и последующих постоянных выплат по мере роста бизнеса. С другой стороны, владелец торговой марки и технологии берет на себя поддержку компании-франчайзи, куда входит обучение персонала, создание совместных маркетинговых программ, помощь в составлении бизнес-плана, обеспечение необходимыми материалами для оформления помещения и многое другое.

На самом деле логика франчайзинга проста: если кому-то удалось воплотить хорошую идею и заработать на ней деньги, то почему бы эту идею не предоставить в аренду другим предприимчивым людям. Жесткость франчайзинговых договоров компенсируется тем, что подобную деятельность во всем мире стараются строить на базе "семейной" концепции - все "бизнес-родственники" работают для общего блага, соблюдая определенные ограничительные правила.

Во всем мире франчайзинг является одним из самых распространенных способов ведения бизнеса. Например, в США в 1998 году объем продаж компаний, использующих франчайзинговую идеологию, достиг 1 трлн долларов. В 1999-м эта цифра выросла более чем на 10%. Сейчас на таких предприятиях работает более 7 млн американцев, создающих около 13% валового национального продукта. В России у франчайзинга сложилась достаточно сложная судьба, на которую повлияли разные факторы - от глобальных экономических неудач до отсутствия соответствующего законодательства. Развитие франчайзинговых форм сотрудничества на высокотехнологическом рынке сдерживалось еще и достаточно сильным отставанием страны от Москвы: то, что в столице находило устойчивый спрос, в регионах не вызывало покупательского интереса. Поэтому российские франчайзинговые схемы были вынуждены несколько отклониться от своих классических вариантов.

Несмотря на российские трудности, пример компании Xerox можно рассматривать как вполне удачную попытку внедрить франчайзинговую программу. В России эта методика внедряется с 1994 года, и на сегодняшний момент создано около 50 центров документации, оказывающих клиентам копировальные, печатные и другие услуги.

Специалисты российского представительства Xerox отмечают, что франчайзинг как бизнес-модель очень хорошо зарекомендовал себя именно в странах с развивающимся рынком, поскольку компании предоставляется возможность стать владельцем независимого бизнеса под торговой маркой известной компании и получать от нее консультации и поддержку. Примером российской организации, внедряющей франчайзинг, является известный производитель компьютеров - компания Vist. Вследствие своей деятельности - сборки компьютеров из импортных комплектующих - Vist имеет многолетний опыт сотрудничества с мировыми лидерами компьютерной индустрии, который она пытается "транслировать" на своих российских партнеров. С 1997 года компания начала организовывать совместную сборку компьютеров в регионах, для чего она предоставляет возможность различным компаниям использовать на определенных условиях свою торговую марку. На сегодняшний день совместные производства открыты в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, Тюмени.

Однако, по мнению менеджеров компании, развитие франчайзинга в России сдерживается отсутствием законов, защищающих интересы производителя и препятствующих несанкционированному использованию зарегистрированных торговых марок. Поэтому компания рассматривает франчайзинг как часть более широкой программы расширения региональной дилерской сети.

Еще одним примером попытки соединения иностранного опыта с российской действительностью можно считать деятельность крупной розничной сети магазинов Vobis, предлагающей по всей Европе компьютеры и мультимедийную технику для дома и офиса. За 1999 год компания обслужила 1,5 млн клиентов, что принесло ей доход в млн. В России компания намеревается открыть сеть магазинов европейского уровня, для чего сейчас идет анализ рыночной ситуации в таких городах, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск. Розничную сеть планируется создавать на основе классического франчайзинга - российской компании сразу будут предоставлены выгодные цены, помощь в организации магазинов и обучении персонала. По мнению представителей Vobis, франчайзинг успешен лишь тогда, когда бизнес-концепция материнской компании успешна и востребована на рынке.

Весьма интересным примером видоизменения классической идеи франчайзинга являются действия на российском рынке связи крупнейшего пейджинг-оператора - компании "Мобил Телеком", услугами которой пользуется более 90 тыс. человек в 300 городах России и СНГ. Компания рассматривает свою деятельность по продвижению в регионы как приоритетную, однако методы и формы этой работы не могут быть отнесены к франчайзингу в строгом юридическом значении этого термина, поскольку "Мобил Телеком" не передает прав на торговую марку и свои лицензии. Тем не менее некоторые принципы франчайзинга сохраняются - региональный коммерческий представитель от имени "Мобил Телеком" заключает договоры на предоставление услуг, за качеством которых компания ревностно следит. Успешность такого подхода позволяет заявлять представителям компании о том, что механическое воспроизведение франчайзинга как готовой схемы вряд ли продуктивно - во всяком случае в сегментах бизнеса, отличающихся ярко выраженной спецификой.

Данные слова свидетельствуют о том, что российские бизнесмены научились приспосабливать схемы из западных учебников по маркетингу к отечественным реалиям. При этом красивое "импортное" название остается, начиная играть новыми российскими смыслами. Возможно, в новом своем значении термин войдет в будущие учебники по бизнесу.

Материал сайта: http://dit.perm.ru

Подождите

Ваша заявка отправляется...

Ошибка

Неверно указана проверочная картинка

Форма заявки

Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш email:

Выберите тип заявки

Продавцам бизнеса/соискателям инвестиций:

Покупателям бизнеса/Инвесторам:

Форма быстрой заявки

Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваш email:
Что хотите сделать:
В какой отрасли:

Подписка на рассылку

Ваше имя:
Ваш email:
Диапазон стоимости интересующего вас бизнеса:
Интересующая вас отрасль:

Напишите нам письмо

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш вопрос:

Спасибо

Ваш запрос отправлен, спасибо за то, что уделили нам время!

Наш специалист обязательно свяжется с вами в ближайшее время!